РАЗДЕЛ II
ОТРАБОТОЧНАЯ ПОВИННОСТЬ КОЛХОЗНОГО КРЕСТЬЯНСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ В 1930 - 1950-х ГГ.
В отличие от первого раздела книги, где рассматривались общероссийские проблемы отработочной повинности колхозников, в этом разделе основное внимание будет сосредоточено на формах и особенностях ее исполнения крестьянством Европейского Севера. И хотя принципиально отработочная повинность совпадала с российскими тенденциями, в ее исполнении имелись особенности, определявшиеся природными условиями, структурой экономики северных районов, типом сельского расселения, уровнем развития местных колхозов.
1. ОТРАБОТОЧНАЯ ПОВИННОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ КОЛХОЗА
В результате проведения насильственной коллективизации крестьянин из мелкого или среднего собственника-производителя фактически превратился в крепостного работника советского государства. Он, как отмечает Н.А. Ивницкий, был отчужден от орудий и средств производства, лишен права распоряжаться результатами своего труда1. С введением в 1932 -1933 гг. паспортной системы и института обязательной прописки крестьянин оказался прикрепленным к колхозу, лишился возможности свободно выбирать место жительства и работу2.
В начале 1930-х гг. были юридически закреплены формы организации и учета труда в колхозном производстве. В январе 1931 г. Всесоюзное совещание по организации труда в колхозах рекомендовало создание постоянных бригад3. После обобщения первого опыта эта форма закреплялась Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 февраля 1932 г. «Об очередных мероприятиях по организационно-хозяйственному укреплению колхозов»4. Сдельная оплата труда в колхозах основывалась на нормах выработки, принятых в общественном хозяйстве, с оценкой затраченного труда в трудоднях.
$;Тр^додень как мера оценки затрат труда колхозников в колхозном производстве утвержден на VI съезде Советов в Постановлении «О колхозном ^ строительстве»5.
Принятый в 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозников Примерный Сустав сельскохозяйственной артели детально регламентировал все стороны ^внутриколхозной жизни, права и обязанности членов артели. О. М. Вер-?6йЦкая в своей работе обращает внимание на то, что этот документ готовился работниками аппарата ЦК ВКП(б) и СНК СССР, четко представлявшими себе, какие колхозы нужны государству. Она отмечает, что в При-; мерном уставе предусматривались все необходимые рычаги, позволявшие ^командовать колхозами (следовательно, и колхозниками)6.
Окончательно в форме повинности работа в общественном хозяйстве колхоза закреплялась в 1939 г.7 В районах Европейского Севера России j£ каждый трудоспособный колхозник обязан был выработать в течение года 60 трудодней. Государственные мобилизации колхозного крестьянства на сезонные работы в некоторые отрасли народного хозяйства (лесозаготов-'! ки, торфоразработки и др.), а также на дорожное строительство не освобождали трудоспособное население колхозов от выполнения обязательного минимума8. Годовой минимум трудодней, повышенный в апреле 1942 г.9, в районах Европейского Севера составлял 100 трудодней.
Отметим, что во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. вопрос о К*, необходимости пересмотра размеров обязательного годового минимума л: трудодней поднимался неоднократно. Власти были обеспокоены тем, что действовавший минимум трудодней не способен обеспечить выполнение ^ планов восстановления и развития сельского хозяйства в годы первой по-{§\ слевоенной пятилетки, так как многие колхозники ограничивали свое трудовое участие выработкой годового минимума10. £ В конце 1940-х - начале 1950-х гг. в Совете по делам колхозов при пра-х вительстве СССР было подготовлено несколько проектов введения нового I размера обязательного годового минимума трудодней. Так, в разработках 1947 г. предлагалось, чтобы годовой минимум трудодней являлся показа-
L телем равного и обязательного участия в общественном хозяйстве всех £ трудоспособных членов колхозов, исходя из общего числа трудодней, необходимых для реализации производственных заданий. Предусматрива-; лось установить обязательный минимум трудодней отдельно для трудоспособных мужчин и для трудоспособных женщин . Проект, подготов
ленный в 1948 г., предусматривал введение единого для всех регионов страны обязательного минимума трудодней в размере 150 для трудоспособных колхозников и не менее 60 трудодней для подростков12.
В проекте 1950 г. предлагалось установить обязательный годовой минимум трудодней в пределах 150, 180, 220 и 250 трудодней, в зависимости от региона страны. Для колхозников Карело-Финской ССР годовой минимум предусматривался в размере 220, для Архангельской и Вологодской областей, Коми АССР - 250 трудодней13. Другой проект предполагал введение годового минимума начиная с 1 января 1951 г. в размере 120, 150, 180 и 200 трудодней. Для колхозников Карело-Финской ССР предполагалось установить обязательный годовой минимум в пределах 120, для Архангельской, Вологодской областей и Коми АССР - 200 трудодней. Согласно проекту Советам Министров союзных и автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам предоставлялось право повышать или понижать в пределах 20% для отдельных районов в зависимости от местных условий установленные размеры обязательного годового минимума трудодней. Кроме того, предлагалось разрешить общим собраниям колхозов повышать или понижать также до 20% размеры выработки минимума трудодней по периодам в пределах установленного годового минимума. В проекте сохранялся обязательный годовой минимум для подростков в размере 50 трудодней14. Однако вплоть до 1954 г. вопрос о введении нового годового минимума трудодней не был решен.
Постановление Совета Министров СССР «Об обязательном минимуме трудодней для трудоспособных колхозников» от 23 июня 1954 г. рекомендовало колхозам установить обязательный минимум трудодней исходя из конкретных условий, с учетом необходимости выполнения объема работ, предусмотренного производственным планом, а также с учетом наличия рабочей силы в общественном хозяйстве. Допускалась широкая дифференциация минимума трудодней для отдельных групп колхозников: для трудоспособных мужчин; для трудоспособных женщин, не связанных с ведением личного хозяйства; для трудоспособных женщин, связанных с ведением личного хозяйства; для трудоспособных женщин, имеющих малолетних детей15.
В большинстве колхозов РСФСР установился единый размер обязательного минимума трудодней для трудоспособных мужчин и женщин. Так, по данным на 4 апреля 1955 г., только 17,5% сельхозартелей респуб-
* .лики ввели различный годовой минимум для трудоспособных мужчин и |j женщин16. Материалы таблицы 1 приложения показывают, как прошла .^реализация Постановления в колхозах Европейского Севера. В Вологод-^;СКОЙ области и Коми АССР во всех колхозах был принят годовой минимум д трудодней, общий для трудоспособных мужчин и женщин. В Архангель-^;ской области только 14 колхозов (1,9%) установили минимум трудодней, ;\ различный для мужчин и женщин. Годовой минимум в размере до 150 трудодней в Архангельской области приняли 37,5% колхозов (по группе ^колхозов, установивших общий размер минимума трудодней для трудо-<*\ способных мужчин и женщин), в Вологодской области - 9%, в Коми АССР г' -4,2%, от 150 до 175 трудодней - соответственно 8,9%, 9,4%, 8,2%, от 175 f до 200 - 33,2%, 39,6%, 81,3%, свыше 200 трудодней - 20,4%, 42%, 6,3% колхозов.
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 6 марта 1956 г. «Об уставе сельхозартели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели» подтвердило право колхозов утверждать обязательный минимум трудодней исходя из потребности трудовых затрат в общественном хозяйстве колхоза17.
Работа колхозников в общественном производстве колхоза учитывалась в трудоднях. В феврале 1933 г. Постановлением Наркомзема СССР «Об оценке в трудоднях различных сельскохозяйственных работ в колхозах» все работы в общественном хозяйстве были разбиты на 7 групп в зависимости от квалификации работника, сложности и важности работ: первая группа работ с оценкой 0,50 трудодня за установленную норму выработки, вторая - 0,75, третья - 1,00, четвертая - 1,25, пятая - 1,50, шестая - 1,75, седьмая - 2,00 трудодня18. К первой группе относились работы, не требовавшие квалификации (например, уборщица, сторож и т. п.), к высшей группе - работы, требовавшие наибольшей квалификации (например, работа машиниста на сноповязалке, скидальщика на лобогрейке и т. п.). Учет трудодней колхозников возлагался на бригадиров и заведующих фермами. Архивные источники постоянно отмечают, что в начислении трудодней царила полная неразбериха. Несмотря на введение специальных книжек, в которые бригадиры должны были записывать выработанные колхозниками трудодни («палочки»), добиться регулярного их заполнения, как правило, не удавалось. Между тем от общего количества выработанных трудодней
Виды работ Примерные нормы выработки, утвержденные правительством (га) Фактически сложившиеся нормы выработки (га)
Пахота легких почв 0,7-0,9 0,41-0,56
Боронование бороной «зигзаг» 4,5-6,0 2,3-2,6
Ручной сев зерновых 4 2,3
Ручная косьба трав 0,4-0,6 0,4-0,42
Ручное теребление льна 0,10-0,15 0,08-0,10
Уборка хлеба лобогрейкой 4-5 2,4-3,1
Косьба трав сенокосилкой 4-5 3,89
Источник: ВОАНПИ. Ф. 2522. On. 19 Д. 124. Л. 36.
Таблица 1
Сравнение рекомендованных и фактических норм выработки в колхозах Вологодской области в 1950 г.
зависела доля колхозника в распределении денежных и натуральных доходов между членами сельхозартели.
В дальнейшем в связи с появлением новых сельскохозяйственных машин, углублением специализации отдельные виды колхозных работ оказались вообще ненормированными. Совет по делам колхозов при правительстве СССР и Министерство сельского хозяйства СССР разработали новые нормы выработки, которые были утверждены 19 апреля 1948 г. Постановлением СМ СССР «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах». Теперь все работы в колхозе подразделялись на девять групп-разрядов. Оценка работ колебалась от 0,5 трудодня (первый разряд) до 2,5 трудодня (девятый разряд). Работы в полеводстве оценивались в трудоднях более весомо, чем работы в других отраслях колхозного производства. Наиболее высокий размер трудодня установили за уборку урожая зерновых и технических культур, многолетних трав, предпосевные и посевные работы19. По сравнению с нормами 1933 г. новые нормы были несколько повышены. Постановление признало необходимым производить в колхозах проверку выполнения и пересмотр действовавших норм выработки ежегодно и обязало правления колхозов не допускать применения заниженных норм и уравнительных расценок сельскохозяйственных работ. В Инструкции по применению в колхозах постановления СМ СССР от 19 апреля 1948 г. указывалось, что «правильными нормами выработки можно считать такие нормы, которые несколько выше фактической производительности труда большей части добросовестно работающих колхозников и находятся где-то посередине между нею и выработкой, достигнутой наиболее передовыми колхозниками»20. По мнению правительства, именно такие нормы выработки должны были способствовать росту производительности труда в колхозах21.
Данные таблицы 1 позволяют сравнить размеры фактически сложившихся норм выработки в колхозах Вологодской области в 1950 г. с нормами, утвержденными правительством. Как видим, реально сложившиеся нормы выработки были гораздо ниже рекомендованных правительством. Так, средние нормы выработки на пахоте составляли около 62% от утвержденных, бороновании - около 50%, при ручном севе зерновых - 57%, при косьбе вручную - 80%, косьбе сенокосилкой - 87%.
По сведениям, поступившим в Вологодское областное управление сельского хозяйства, до начала весенних полевых работ 1951 г. пересмотрели нормы выработки 1075 из 1400 колхозов (77%)22. Однако проведенная в том же году в ряде районов области проверка положения дел с нормированием труда и расценками работ в колхозах показала, что в действительности изменение норм выработки имело место в гораздо меньшем числе хозяйств. На 1 апреля 1951 г. из 115 проверенных колхозов восьми районов Вологодской области нормы выработки пересмотрели только 57 сельхозартелейь. Во многих колхозах были приняты значительно более низкие нормы выработки по сравнению с нормами, одобренными правительством. Например, в колхозе «Знамя труда» Чагодощенского района нормы выработки по основным видам работ (вспашка, боронование, уборка зерновых, теребление и околот льна и др.) были в два раза ниже рекомендованных. В сельскохозяйственной артели им. Калинина этого же района, как отмечалось в документе, полностью игнорировались единые расценки работ в трудоднях: за норму на пахоте назначали 3,5 трудодня вместо рекомендованных 2-х; на бороновании - 2 вместо 1,25; на посеве зерновых - 2,5 вместо 1,75; на косьбе хлебов - 2,75 вместо 2,25 трудодня24. Подавляющее большинство колхозников почти повсеместно не выполняло
даже те (чаще всего заниженные) нормы выработки, которые были приняты в сельхозартелях.
Так, согласно итогам выборочной проверки выполнения норм выработки в колхозах Пришекснинского района Вологодской области (табл. 2), в ходе весенних полевых работ 1951 г. не справлялись с нормами выработки на вспашке 91,6% колхозников (от общего числа учтенных при проверке), на бороновании - 89,4%, на ручном севе зерновых - 86,2%.
Таблица 2
Результаты выборочной проверки выполнения норм выработки колхозниками Пришекснинского района Вологодской области в 1951 г.
Виды работ Всего учте- Из них норму выполнили
j
но колхозников до 50% от 51 до 75% от 76 до 99% на 100% и выше
человек % человек % человек % человек %
Весенняя вспашка 174 29 16,6 66 38,1 64 36,9 15 8,4
Боронование 194 32 16,5 93 48,1 48 24,8 21 10,6
Ручной сев зерновых 103 20 19,7 39 38,1 29 28,4 15 13,8
Итого 471 81 17,2 198 42,0 141 30 51 10,8
Источник: ВОАНПИ. Ф. 2522. On. 19. Д. 124. Л. 36
Привлечение колхозников к работе в общественном хозяйстве колхоза осуществлялось различными способами. Крайней мерой воздействия считалось исключение из колхоза. Как отмечалось в Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 19 апреля 1938 г. «О запрещении исключения колхозников из колхоза», исключение могло быть применено только в отношении членов колхоза, «явно неисправимых, подрывающих и дезорганизующих колхоз», и лишь после того, как исчерпаны все предусмотренные Уставом сельхозартели меры предупредительного, воспитательного характера. Решение об исключении принималось общим собранием колхоза и
25
вступало в силу после его утверждения райисполкомом .
В годы Великой Отечественной войны была введена уголовная ответ-I йтвенность за невыполнение обязательного минимума трудодней26. Совме-Устный приказ Наркоматов юстиции, внутренних дел и земледелия СССР от '21 апреля 1943 г. предусматривал перевод колхозников, осужденных за не-^ выработку минимума трудодней, на работу в государственные, коопера-Стявные предприятия и учреждения. В документе отмечалось, что дальней-•f шее исполнение приговора в отношении этой категории осужденных колхозников производилось по месту их фактической работы с удержанием из I заработка процентных отчислений в размере, установленном приговором \ суда, и перечислением удержанных сумм на счет Управления исправи-\ тельно-трудовых колоний ГУЛАГа Наркомата внутренних дел в отделения Госбанка СССР27. Однако применение приказа встретило недовольство со * стороны руководителей колхозов. По их мнению, «подобная практика» 1 была направлена «не на укрепление, а на развал трудовой дисциплины в ; колхозах, так как не обязывала осужденных колхозников отбывать наказа-, ние в своем колхозе и строго выполнять установленный минимум трудо-; дней»28.
Согласно сведениям отдела статистики Министерства юстиции СССР, с 1942 г. по 1948 г. народными судами были рассмотрены дела о невыработ-Z ке минимума трудодней в отношении 1501,4 тыс. человек, из них 1124,5 ;« тыс. человек (74,9 %) было осуждено29. Большую часть осужденных соста-: вили женщины. Можно без преувеличения сказать, что численность осуж-г денных за невыработку минимума трудодней могла быть гораздо выше. Архивные документы свидетельствуют, что многие руководители колхозов не торопились передавать дела в суд на колхозников, уклонявшихся от колхозных работ. Судебные органы, в свою очередь, затягивали разбор дел О невыработке минимума трудодней.
В 1947-1948 гг. в Совете по делам колхозов при правительстве СССР Прошло активное обсуждение вопроса о способах вовлечения колхозников в общественное производство и мерах ответственности за уклонение от колхозных работ. В дискуссии приняли участие и областные власти. В связи с этим обсуждением во многих колхозах страны была проведена проверка выполнения минимума трудодней и использования труда колхозников, во время которой особое внимание обращалось на причины уклонения от работы в общественном производстве колхоза. Материалы проверки показали, что среди колхозников, не выполнивших обязательного минимума
Г-,0
трудодней, большой удельный вес занимали женщины, имевшие малолетних детей, хозяйки больших семей, обремененные домашним хозяйством. Так, в 1946 - 1948 гг. удельный вес этой категории колхозников составил в Архангельской области 70 - 77% от общего количества членов колхозов, не выработавших годового минимума трудодней и не участвовавших в производственном процессе, в Вологодской области - 70 - 76%, в Коми АССР - 70 - 75%, в Карелии - 70 - 80%30. В отчетах отмечалось, что во многих колхозах не было детских площадок и детских яслей, многие женщины «могли бы работать, но под предлогом того, что не на кого оставить детей, на работу не ходят»31.
В районах Европейского Севера среди колхозников, не выработавших минимума трудодней, имелось большое число занятых на лесозаготовках и сплаве в порядке платной трудовой и гужевой повинности. В докладной записке от 12 марта 1948 г. представителя Совета по делам колхозов по Архангельской области отмечалось, что председатели колхозов «прощают этих колхозников за их плохую работу в колхозе, считают их «героями леса» за то, что они работают в лесу, выполняя план лесозаготовок, установленный для колхоза»32. Подобная позиция руководителей колхозов приводила к тому, что многие колхозники-лесозаготовители «не проявляли должной заботы, чтобы выработать обязательный минимум трудодней»33. Проверка показала, что мало времени колхозным работам уделяли и члены семей административно-управленческих работников колхозов, а также члены семей рабочих и служащих (особенно в пригородных колхозах)34.
Результаты проверки в целом выявили слабую материальную заинтересованность крестьян в колхозных работах. Многие колхозники, уклонявшиеся от работы в колхозе, стремились заниматься «исключительно своим личным хозяйством» или кустарно-ремесленным производством, приносившим основной доход крестьянской семье. В ходе обсуждения итогов проверки был сделан вывод, что необходимо отказаться от привлечения колхозников за невыработку обязательного минимума трудодней к судебной ответственности, заменив ее мерами экономического воздействия35. В порядке экономических санкций предлагалось лишать трудоспособных колхозников, уклонявшихся от работы в колхозе, права пользования колхозным тяглом для личных нужд, общественными пастбищами для скота, находившегося в собственности дворов этих колхозников. Кроме того, поступили предложения облагать колхозные дворы, в которых состояли тру-
колхозники, не выработавшие годового минимума трудо-
^$ней, сельхозналогом и привлекать к обязательным госпоставкам по нор-^ЙРМ единоличных хозяйств . Представитель Совета по делам колхозов из ^Архангельской области предлагал, например, сократить размеры приусадебных участков колхозников и тем самым «создать заинтересованность в ^колхозной работе каждого колхозника»37. В свою очередь, представитель f Совета по делам колхозов по Вологодской области выдвинул следующее ^ Предложение: к колхозникам, не выполнившим минимума трудодней, ^Применять наказание в виде денежных штрафов взамен существовавших С исправительно-трудовых работ, а также предоставить право общим собра-lf йиям колхозников сокращать размер приусадебного участка колхозному / двору, члены которого не вырабатывали установленного годового мини-~. мума .
V, Всеми участниками дискуссии признавалось, что более действенной : мерой в отношении лиц, уклонявшихся от колхозной работы, могло стать >: исключение из колхоза с одновременным лишением приусадебного участ-£ ка. Однако применение этой санкции не соответствовало Примерному ус-\ таву сельхозартели, согласно которому приусадебный участок предостав-лялся в пользование всего колхозного двора. А в состав двора обычно вхо-■ дили или выработавшие минимум трудодней, или престарелые колхозники, или военнослужащие39. В связи с этим В. П. Попов в своей работе отмечает, что лишение крестьян приусадебного участка могло привести к массовому голоду и резкому снижению уровня сельскохозяйственного производства. По его мнению, руководители государства опасались продовольственного кризиса в стране, который неизбежно повлек бы за собой и кризис власти40.
Несмотря на рекомендацию Совета по делам колхозов отказаться от применения репрессивных санкций в отношении колхозников, правительство все же продолжило линию на ужесточение ответственности членов колхозов за «недобросовестную» производственную деятельность в общественном хозяйстве. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. в отношении лиц, «злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни», по решению общего собрания колхозников устанавливался новый вид наказания - высылка в отдаленные районы страны сроком до 8 лет41. В качестве воспитательной и профилактической меры преду
сматривалось предупреждение о возможной высылке. В этом случае колхознику предоставлялся для «исправления» трехмесячный испытательный срок, с письменным обязательством исправиться и честно трудиться в колхозе. Если взятые обязательства нарушались, то до истечения трехмесячного срока общее собрание могло заменить предупреждение высылкой. Как отмечает В. Ф. Зима, «назначение репрессий состояло в том, чтобы запугать народ, сломить нараставшее антиколхозное движение, заставить работать бесплатно голодных, оборванных людей...»42.
Сразу же после выхода указа начали проводиться общие собрания колхозников. Как правило, партийно-советский актив заранее намечал кандидатуры лиц, подлежавших выселению или предупреждению. К обеспечению явки на собрание крестьян, намеченных к выселению, были подключены органы внутренних дел и госбезопасности. Так, в Пришекснинском районе Вологодской области практиковались следующие меры: в ночь перед проведением собрания работники милиции «под благовидным предлогом» вызывали из колхоза человека, намеченного к выселению, и задерживали его до начала колхозного собрания43. Для областных и районных властей было важно, чтобы собрания по обсуждению указа прошли без осложнений, чтобы крестьяне приняли единогласное решение «за выселение». В Вожегодском районе Вологодской области руководители колхозов и сельских советов получили инструкцию: «Накануне собрания...близких родственников направлять на работы (перевозка сена, заготовка дров, транспортировка грузов) в отдаленные пункты с тем, чтобы не дать возможности выступить им на собрании с защитой обвиняемого и влиять своим присутствием на остальных участников собрания»44.
У многих колхозников вызывало сомнение то, что общее собрание могло быть правомочно решить вопрос о выселении человека. Приведем выдержки из высказываний сельских жителей по поводу указа: «Неужели есть такой закон, что суд дела не разбирал, а человека посадили?»45; «...что это за закон? Без прокурора, органов МВД, судьи, райисполкома колхозники выносят такие приговоры. Неужели колхозникам самим дано такое право?..»46.
Согласно аналитическим обзорам Вологодского обкома ВКЩб), лицам, подлежавшим выселению, предъявлялись следующие обвинения: злостное и упорное уклонение от работы в колхозе, побег из колхоза, жизнь « за счет личного хозяйства, спекуляции и воровства»47. Звучали и такие обвинения: за нанесение оскорблений правлению колхоза, за дискредитацию Советской власти, за уклонение от лесозаготовок, за «подрывную работу против подписки на заем»48. Вероятно, при подборе «кандидатов» на выселение власти учитывали и биографию человека. В документах отмечалось, что многие высланные колхозники ранее были судимы, находились в плену в период Великой Отечественной войны49. В ходе выполнения указа пострадали многие крестьяне, чьи семьи были раскулачены в начале 1930-х гг. Учитывались и личные качества человека, его образ жизни. Например, в Бабаевском районе Вологодской области был определен к выселению Ф. К. Смирнов (1904 года рождения) за то, что «нигде не работал, занимался кустарничеством, вел разгульную жизнь, уличен в многоженст-ве»50.
По данным Вологодского обкома ВКЩб) на 3 августа 1948 г., собрания по обсуждению Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. прошли в 173 колхозах. На них присутствовало 94% всех взрослых колхозников. Были приняты решения о выселении 199 и предупреждении 308 человек. Как следует из отчетных данных, 86% от общего числа присутствовавших проголосовало «за выселение». Согласно сводкам на 1 февраля 1949 г., обсуждение указа в Вологодской области состоялось на 1101 собрании сельских жителей. Были приняты решения о выселении 720 человек, в том числе 421 мужчины и 299 женщин. Подавляющее большинство лиц, определенных к выселению, составили колхозники (600 человек, или 83% от общего числа). Предупреждения получили 2240 человек, в том числе 640 мужчин и 1600 женщин. Из общего числа предупрежденных 2188 человек (98%) являлись колхозниками51. В докладах в вышестоящие инстанции местные власти сообщали, что «проведение в жизнь указа привело к росту числа участвующих в общественных работах».
Однако анализ разработок годовых отчетов колхозов показал, что значительного увеличения числа работавших в общественном хозяйстве колхоза не произошло. По нашим подсчетам, в 1948 и 1949 гг. в колхозах Архангельской и Вологодской областей, наоборот, выросла доля трудоспособных колхозников, не принимавших участия в колхозных работах. В колхозах Архангельской области от общего числа трудоспособных колхозников не выработали ни одного трудодня в 1948 г. - 0,4%, в 1949 г. -0,5%52. В Вологодской области этот показатель составил соответственно 0,4% и 0,7%53. Можно выделить лишь одну категорию колхозников, акти
визировавших свою работу в колхозном производстве, - нетрудоспособных ввиду преклонного возраста. Люди старшего поколения, испытавшие на себе трудные годы коллективизации, восприняли новый указ как реальную угрозу «второго раскулачивания». Так, в 1947 г. в Вологодской области в колхозных работах принимали участие 74,7 тыс. пенсионеров и инвалидов, в 1948 г. - 84 тыс., в 1949 г. - 90,3 тыс. человек; в Архангельской области соответственно по годам - 47,4 тыс. человек, 54,6 тыс., 50,3 тыс.; в Коми АССР - 13,5 тыс., 14,4 тыс., 14,6 тыс. человек (табл. 2 приложения).
В начале 1950-х гг. во властных структурах вновь развернулась дискуссия о мерах ответственности колхозников за невыработку годового минимума трудодней. Во время обсуждения в очередной раз был сделан вывод о том, что необходимо заменить существовавшие меры воздействия санкциями экономического порядка. Часть из них вскоре была узаконена54.
Регламентация количества труда в колхозном производстве получила дальнейшее развитие в Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР от 6 марта 1956 г. «Об уставе сельхозартели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели»55. Колхозы получили право сокращать размеры приусадебного участка в хозяйствах колхозников, отдельные члены которых не принимали участия в колхозных работах или не вырабатывали установленного минимума трудодней. Кроме того, по усмотрению правлений колхозов такие хозяйства могли быть лишены приусадебных участков, а также права пользования общественными выпасами и сенокосами. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 26 марта 1960 г., лица, обработавшие земельный участок после решения колхоза об отрезке этого участка, несли перед колхозом имущественную ответственность за самовольное использование земли. В этом случае с колхозных дворов взыскивался или урожай, снятый с этого участка, или его стоимость по государственным закупочным или рыночным ценам56. Однако «процесс увеличения доходов от колхоза уступал по мотивационному воздействию интересу крестьян в развитии своего хозяйства, которое к тому же стало меньше облагаться налогами»57.
На протяжении 1930-х - 1950-х гг. работа в колхозе была основной сферой приложения труда крестьянской семьи. Согласно материалам бюджетных обследований семей колхозников Вологодской области, количество отработанных колхозниками (12 лет и старше) в общественном производстве колхоза дней (в расчете на 1 семью) составляло: в 1940 г. -458 , в 1945 г. - 414, в 1950 г. - 457, в 1955 г. - 406 дней58. Доля данного вида затрат вологодской крестьянской семьи во всей ее совокупной трудовой деятельности была равна: в 1940 г. - 71%, в 1945 г. - 69%, в 1950 г. -71%, в 1955 г. - 65%59. Как видим, к середине 1950-х гг. прослеживается тенденция сокращения количества дней работы крестьянской семьи в колхозе. Отметим, что крестьянство Вологодской области отдавало колхозному труду значительно больше времени, чем в других регионах страны. В среднем по РСФСР этот показатель в 1950 - 1955 гг. колебался в пределах 330 - 370 дней в году60.
Годовая выработка (в расчете на одну семью) женщинами-колхозницами дней и часов в колхозе значительно превосходила этот показатель у мужчин. Такое положение связано с демографической деформацией семьи, вызванной последствиями войны. По данным бюджетных обследований семей колхозников Вологодской области, в 1940 г. одна наличная женщина 16 - 54 лет проработала в колхозе 234 дня (2026 часов), в 1945 г. - 269 (2371), в 1950 г. - 258 (2183), в 1955 г. - 247 (2061), в 1959 -229 дней (1845 часов); мужчина 16-59 лет проработал соответственно по годам: 118 дней (1602 часов), 64 (553), 113 (1005), 111 (956), 140 дней (1166 часов)61. Из приведенных данных следует, что выработка мужчинами-колхозниками дней и часов в колхозе в 1,5-2 раза и более уступала аналогичному показателю у женщин, но имела тенденцию к росту (этот показатель у женщин, напротив, сокращался).
Доля использования крестьянской семьей мужского и женского труда в колхозном производстве была различной. В Вологодской области, например, трудоспособные мужчины-колхозники из общего количества проработанных за год часов (в расчете на одну семью) выработали в колхозе: в 1940 г. - 82% времени, в 1945 г. - 73%, в 1950 г. - 75%, в 1955 г. - 71%, в 1959 г. - 74%, трудоспособные женщины-колхозницы - соответственно 68, 69, 73, 70, 65% времени62. Отметим, что в первой половине 1950-х гг. наблюдалась тенденция к сближению долей мужского и женского труда в общественном производстве колхоза.
Обратимся к анализу структуры трудовых затрат, соотношения количества трудодней, выработанных отдельными группами работников. По данным таблицы 3 приложения видно, что на протяжении 1930-х - 1950-х гг. в колхозах Европейского Севера России основную часть трудодней выраба
тывали трудоспособные женщины-колхозницы. На их долю приходилась половина и более всех выработанных трудодней. Особенно возросла роль женского труда в период Великой Отечественной войны. Так, женщины-колхозницы Вологодской области выработали в годы войны 60 - 62% всех трудодней против 48% в 1940 г., в Архангельской области - соответственно 51-58% против 46%, в Коми АССР - 62- 66% против 47%, в Карело-Финской ССР - 56-59% против 50%. В послевоенные годы удельный вес доли трудоспособных женщин в общей выработке трудодней несколько снизился, но, как правило, превышал или приближался к 50%.
Удельный вес доли трудоспособных мужчин-колхозников в общей выработке трудодней на протяжении исследуемого периода серьезно менялся (см. табл. 3 приложения). Так, в годы войны в связи с мобилизацией на фронт значительной части трудоспособных мужчин выработка трудодней этой категорией работников сократилась по сравнению с 1940 г. с 33% до 12-16% в Архангельской области, с 38% до 12-17% - в Вологодской области, с 35% до 11-13% - в Коми АССР, с 34% до 12-15% - в Карело-Финской ССР. В последующие годы наблюдался постепенный рост выработки трудодней трудоспособными мужчинами. В Архангельской области на долю этой категории работников приходилось: в 1946 г. - 18,5% от общего количества трудодней, в 1950 г. - 21%, в 1955 г. - 25%, в 1958 г. -29%. В Вологодской области данный показатель соответственно по годам составил 22, 26, 27, 32%, в Коми АССР - 18, 24, 25, 29%. В Карелии доля трудодней, выработанных трудоспособными мужчинами-колхозниками, возросла с 18% в 1946 г. до 30% в 1958 г.
Средняя выработка трудодней трудоспособными мужчинами значительно превышала среднюю выработку трудодней трудоспособными женщинами. Такое положение можно объяснить тем, что мужчины, как правило, занимали руководящие должности (председатели колхозов, бригадиры, заведующие фермами и т. п.), а также были заняты на более высококвалифицированной и, следовательно, высокооплачиваемой работе (механизаторы, кузнецы, плотники и т. д.). Не последнюю роль играло и то обстоятельство, что мужчины трудоспособного возраста, согласно данным бюджетных обследований ЦСУ, меньше времени затрачивали на работы в личном хозяйстве по сравнению с женщинами. Так, в Архангельской области средняя выработка трудодней трудоспособным мужчиной составила: в 1940 г. - 310 трудодней, в 1943 г. - 373, в 1945 г. - 368, в 1950 г. - 379, в
1955 г. - 414, в 1958 г. - 445 трудодней (трудоспособной женщиной соответственно по годам - 263, 324, 331, 323, 379, 409 трудодней). В Вологодской области соответственно - 354, 350, 349, 374, 400, 437 (219, 336, 333, 313, 359, 389), в Коми АССР - 259, 349, 325, 332, 369, 373 (216, 295, 304, 278, 336, 363). Согласно материалам бюджетных обследований семей колхозников Вологодской области, за один день работы в колхозе мужчина трудоспособного возраста вырабатывал в 1940 г. 2 трудодня; в 1945 г. -1,3; в 1950 г. - 1,2; в 1955 г. - 1,4; в 1958 г. - 1,8 трудодня; трудоспособная женщина - соответственно 1,2; 1,3; 1,1; 1,4; 1,5 трудодня63.
Средняя продолжительность рабочего дня в колхозе имела тенденцию к сокращению как у трудоспособных мужчин, так и у трудоспособных женщин. В Вологодской области этот показатель составил в 1940 г. у трудоспособных мужчин 13,6 часа (у трудоспособных женщин - 8,7 часа), в 1945 г. - соответственно 8,6 (8,8), в 1950 г. - 8,9 (8,5), в 1955 г. - 8,6 (8,3), в 1959 г. - 8,3 (8,1) часа64. Тем не менее на этом фоне наблюдался рост средней выработки трудодней.
Из приведенных в таблице 4 приложения данных видно, что установленный минимум трудодней подавляющим большинством колхозников перевыполнялся в два раза и более. Особенно заметный рост средней выработки трудодней трудоспособными колхозниками произошел в годы Великой Отечественной войны. В 1944 г. этот показатель вырос по сравнению с 1940 г. в Архангельской области на 27% (с 272 до 345), в Вологодской области - на 28% (с 266 до 340), в Коми АССР - на 46% (с 222 до 325). С 1946 по 1953 гг. средняя выработка трудодней трудоспособными колхозниками колебалась в Вологодской области от 302 (минимальный размер) до 353 (максимальный), в Архангельской области - соответственно от 294 до 357, в Коми АССР - от 272 до 300. Начиная с 1954 г. происходил постоянный рост средней выработки трудодней этой категорией работников. В 1956 г. в Вологодской области в расчете на каждого трудоспособного члена колхоза годовая выработка трудодней была на 11% выше, чем в 1953 г., в 1957 г. - соответственно на 13%, в 1958 г. - на 15%, в 1959 г. - на 18%. В Архангельской области этот показатель возрос соответственно по годам на 13, 14, 19, 11%; в Коми АССР - на 22, 24, 28, 36%65.
По мнению исследователей, несовершенство системы начисления трудодней не позволяет точно рассчитать, как изменялась интенсивность тру
да колхозников. Однако с учетом того, что в 1940-х - 1950-х гг. происходило заметное сокращение общего числа членов колхозов, рост выработки трудодней отражает и возросшую производственную нагрузку на каждого работавшего в колхозе66.
Власти постоянно стремились к тому, чтобы все трудоспособное население колхозов выполняло установленный годовой минимум трудодней. Анализ материалов годовых отчетов колхозов показал, что на протяжении 1939 - 1950-х гг. эта проблема не была решена (табл. 5 приложения). Перед началом Великой Отечественной войны в районах Европейского Севера доля трудоспособных колхозников, не выработавших годового минимума трудодней, как правило, превышала 3% от общего числа колхозников, принимавших участие в колхозных работах. В период войны произошло значительное снижение удельного веса этой доли. В колхозах Вологодской области в 1942 - 1945 гг. такой показатель сократился до 1,1 -2,6%, в Архангельской области - до 0,7 - 2,5%, в Коми АССР - до 0,9 -1,9%. С 1945 по 1957 гг. в этих областях доля данной категории колхозников возросла с 1 - 1,3% до 7,8 - 8,6%, а в 1958-1959 гг., напротив, снизилась до 4,8 - 7,9%.
Немаловажную роль в сокращении удельного веса колхозников, не выработавших установленного минимума трудодней, оказало решение о переходе колхозов на гарантированную денежную оплату труда. Например, в докладной записке о результатах проверки финансового положения колхозов Вологодской области (1959 г.) отмечалось, что переход на новую систему оплаты без применения трудодней «повсеместно повысил трудовую активность колхозников»67. Так, согласно материалам проверки, в колхозе «Сталинский ударник» Вологодского района, перешедшего на денежную оплату с 1 января 1959 г., в течение первого квартала указанного года не было ни одного случая отказа или невыхода на работу68. Однако уже в начале 1960-х гг. стали ощущаться негативные последствия новой системы оплаты труда, поскольку она не в полной мере увязывала трудовой вклад каждого отдельного работника с конечными результатами производственной деятельности колхоза69.
В изучаемый период на долю резервных групп трудовых ресурсов в колхозах Европейского Севера в разные годы приходилось от 14 до 33% выработанных трудодней. Особенно весомую роль имело трудовое участие в общественном производстве лиц пенсионного возраста (мужчин старше
Щ: 60 лет, женщин старше 55 лет) и инвалидов. Как следует из таблицы 3 % приложения, в 1939 - 1959 гг. эта категория работников вырабатывала в Архангельской области 14 - 21% от общего числа трудодней, в Вологодской области - 8 - 14%, в Коми АССР - 9 - 11%, в Карелии - 13 - 19%. Средняя выработка трудодней нетрудоспособными колхозниками на протяжении 1930-х - 1950-х гг. не была постоянной (см. табл. 4 приложения). В Архангельской области этот показатель составлял в разные годы от 140 (минимальный размер) до 189 трудодней (максимальный), в Вологодской %' области - соответственно 132 и 192, в Коми АССР - 93 и 132, в Карелии -К 61 и 180 трудодней. Как правило, среднегодовая выработка трудодней со-| ответствовала (а иногда и превышала) размеру обязательного годового ми-% нимума трудодней трудоспособных колхозников.
Обратимся к анализу причин участия нетрудоспособных лиц в общест-Jr венном производстве колхоза. С одной стороны, применение в колхозах \ труда престарелых и инвалидов (а также подростков) было вынужденной мерой, связанной с нехваткой рабочих рук и низким уровнем развития производительных сил в деревне. В докладной записке Совета по делам колхозов при правительстве СССР за 1950 г. было отражено мнение ряда колхозных руководителей о том, что «освобождение колхозников старше 60 лет и колхозниц старше 55 лет от обязательной выработки минимума ) трудодней является неправильным»70. В Совет поступали предложения от председателей колхозов «разъяснить в законодательном порядке, что положение Примерного устава сельхозартели о дисциплине труда, кроме исключения из колхоза, должно применяться к престарелым членам колхозов, способным выполнять ту или иную колхозную работу». В качестве мер воздействия на престарелых колхозников, уклонявшихся от работы в общественном производстве, предлагались меры экономического порядка: уменьшение до половины приусадебного участка, лишение права пользования общественными выпасами для личного скота и т. д.71 Однако решение об обязательном привлечении к работе в колхозе престарелых колхозников не состоялось.
С другой стороны, колхозники, находившиеся за пределами установленного законом возраста трудоспособности, не имели пенсионного обеспечения, и в силу этого многие из них были вынуждены работать в колхозе, чтобы получить хоть какие-то продукты и деньги за трудодни. Отметим, что в 1950-х - первой половине 1960-х гг. происходило становление
Год Регион I квартал II квартал III квартал IV квартал
1947 Архангельская область 16 25 38 21
Вологодская область 15 26 39 20
Коми АССР 16 25 39 20
Карелия 13 27 41 19
1950 Архангельская область 17 26 35 22
Вологодская область 16 26 36 22
Коми АССР 17 25 36 22
Карелия 16 26 37 21
1960 Архангельская область 20 26 J 33 21
Вологодская область 18 26 ! 35 21
Коми АССР 18 22 31 29
Карелия н/св. н/св. 1 н/св н/св.
Таблица 3
Годовая выработка трудодней колхозниками Европейского Севера по кварталам
(в % к общему количеству выработанных трудодней)
Составлено и рассчитано по: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 324 Д. 2170 Л. 28 28 об Д 3594 Л 42 43
Д. 4630. Л. 30. ' ' ' '
системы пенсионного обеспечения колхозников. Но в связи с тем, что оно не носило обязательного характера, этот вопрос решался в соответствии с возможностями колхозов72. Так, в 1958 г. постоянную помощь престарелым и нетрудоспособным колхозникам в порядке пенсионного обеспечения оказывали в Коми АССР 72% колхозов, в Вологодской области - 60%, в Архангельской области - 41% колхозов. Численность лиц, которым была оказана пенсионная помощь, составила в Коми АССР 12% от общего числа колхозников этой категории (в 1957 г. - 10%), в Вологодской области ~ соответственно 6% (6%), в Архангельской области - 10% (9%). Аналогичный показатель в целом по РСФСР был выше, чем в регионах Европейского Севера, и составил в 1957 г. 20%, в 1958 г. - 24%73.
Многие колхозы осуществляли пенсионное обеспечение путем начисления трудодней нетрудоспособным колхозникам. В 1958 г. такая система применялась в 28% колхозов Архангельской области (от общего числа колхозов, оказывавших пенсионную помощь), в 60% - Вологодской области, в 66% - Коми АССР74. В среднем на одного нетрудоспособного и престарелого было начислено в Архангельской области 65 трудодней, в Вологодской области - 114, в Коми АССР - 94 трудодня75. Отметим, что нетрудоспособные колхозники Европейского Севера получали значительно меньшую материальную помощь, чем в других регионах страны. Так, в 1958 г. по РСФСР помощь (продуктами и деньгами) одному нетрудоспособному члену колхоза была оказана в среднем на общую сумму 689 руб., в Архангельской области - 535 руб., в Вологодской области - 387 руб., в Коми АССР - 594 руб.76
В меньшей степени участвовали в колхозном производстве те трудоспособные члены колхозов, которые значительную часть года работали в различных государственных учреждениях. Судя по данным таблицы 3 приложения, удельный вес этой категории работников в общей численности колхозников снизился в Архангельской области с 7% в 1943 г. до 3% в 1958 г., в Вологодской области соответственно по годам - с 5 до 1%, в Коми АССР - с 6 до 5%, в Карелии - с 3 до 1%.
Трудовая деятельность подростков от 12 до 16 лет в общественном производстве колхозов на протяжении 1940-х - 1950-х гг. не была равномерной. Особенно значимым участие этой категории работников в общественном хозяйстве колхозов было в годы войны (см. табл. 3 приложения). На их долю приходилось в Архангельской области 7 - 10% от общего количества выработанных трудодней (в 1939 г. - 7%), в Вологодской области - соответственно 8 - 10% (6%), в Коми - 7 - 9% (5%), в Карелии - 5 - 6% (3%). После войны наблюдалось сокращение общего числа подростков, принимавших участие в колхозном производстве. Так, в колхозах Архангельской области в 1946 г. работало 30,7 тыс. работников этой возрастной категории, что составило к уровню 1940 г. 82%, в 1950 г. - соответственно 23,8 тыс. (64%), в 1955 г. - 17,6 тыс. (47%), в 1960 г. - 10,3 тыс. (28%) подростков (см. табл. 2 приложения). В Вологодской области аналогичный показатель соответственно составил 66,4 тыс. (95%), 43,4 тыс. (62%), 29,5 тыс. (42%), 14,9 тыс. (21%) подростков. В Коми АССР - соответственно 14,7 тыс. (84%), 11,9 тыс. (68%), 8,2 тыс. (47%), 3,1 тыс. (18%) подростков. Удельный вес труда подростков в общей выработке трудодней в Архангельской области сократился с 5 - 6% в 1946 - 1950 гг. до 2 - 3% в 1951 - 1958 гг., в Вологодской области соответственно по годам - с 4 - 7% до 2 - 3%, в Коми АССР - с 4 - 6% до 3 - 4% (см. табл. 3 приложения). Сокращение доли этой возрастной группы в производственной деятельности колхозов связано с демографическими факторами (падением рождаемости в годы войны), оттоком подростков из деревни, а также рядом других социально-экономических факторов.
Примечания к подразделу 1
'Ивницкий H. А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). М., 1994. С. 258. 'Попов В. П. Паспортная система в СССР (1932-1976 гг.) // Социологические исследования. 1995. №8. С. 3-14; №9. С. 3-13. ; Социалистическое земледелие. 1931. 27 января.
4 Партийное строительство. 1932. № 3- 4.
5 Советское колхозное право. М., 1978. С. 35.
6Вербицкая ОМ. Российское крестьянство, от Сталина к Хрущеву. Середина 40-х - начало 60-х годов. М, 1992. С. 19.
См.: Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» // Важнейшие решения по сельскому хозяйству за 1938-1941 гг. М., 1942.
С. 3-9.
8 РГАЭ. Ф. 9476.0п. 1. Д. 1581. Л.130.
9 См.: Постановление СНК СССР и ЦК ВКЩб) от 13 апреля 1942 г. «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» // Важнейшие решения по сельскому хозяйству за 1938-1946 гг. М., 1948. С. 310-311.
10 РГАЭ. Ф. 7486. On 1. Д. 1579. Л. 60; Оп. 7. Д. 542. Л. 4.
"Там же. Оп. 1.Д. 1579. Л. 60
12 Там же. On. 7. Д. 1062 а. Л. 106-107.
В целом выработка трудодней была неравномерной в течение года, что обусловлено с сезонным характером многих сельскохозяйственных работ. Как следует из таблицы 3, в регионах Европейского Севера в первом квартале вырабатывалось в среднем 16 - 18% от общего числа трудодней, во втором - 25 - 26%, в третьем квартале, на который приходился пик основных сельскохозяйственных работ, - 35 ~ 39 %, в четвертом -20 - 22% трудодней.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что отработочная повинность колхозников в общественном хозяйстве колхоза занимала основное место в системе крестьянских повинностей Европейского Севера России. Динамика показателей выработки трудодней на протяжении 1930 - 1950-х гг. свидетельствует об увеличении интенсивности труда колхозников, несмотря на низкий уровень его оплаты. Тем не менее государство широко использовало юридические рычаги для регулирования обязанности участия членов сельхозартели в колхозном труде. Лишь к концу 1950-х гг. постепенно расширяется степень экономического воздействия на уровень трудовой активности колхозников.
. *Т*мже. Ч * Tin же. Л. 30.
- 15 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 2. М., 1967. С. 650-652. а\*См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1942 г. «Об ответственности колхозников за
^ невыполнение минимума трудодней» // Правда. 1942. 18 апреля. ! *РГАЭ. Ф. 9476. On. 1. Д. 1709. Л. 35. £ * Там же. Л. 36.
£ * Рассчитано по: П о п о в В. П. Российская деревня после войны (июнь 1945 - март 1953): Сборник докумен-&'lot.M., 1993. С. 173-174.
~г * Рассчитано по: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 324. Д. 1774. Л. 5, 5 об., 7, 7 об.; Д. 2170. Л. 16, 16 об., 18, 18 об.; Д.
Г 2568. Л. 25,25 об., 28, 28 об.
Z' Там же. Ф. 9476. On. 1. Д. 1581. Л. 129.
•; w Там же Л. 130. J 51 Там же.
11 Там же. Д. 1380. Л. 10.
* 35 Там же. Л. 22.
v *Тамже.Л. 21.
; w Там же. Д. 1581. Л. 131.
' 31 Там же. Л. 188.
* Там же. Д. 1380. Л. 18.
40 П о п о в В. П. Крестьянство и государство (июнь 1945 - март 1953 г.). Постановка проблемы // Россия в XX веке: историки мира спорят. М., 1994. С. 559. Неизвестная инициатива Хрущева: О подготовке указа 1948 г. о выселении крестьян / Публ.
B. П. П о п о в а // Отечественные архивы. 1993. № 2. С. 31-38.
423 и м а В. Ф. Голод в СССР 1946 - 1947 годов: происхождение и последствия. М., 1996. С. 182.
43 ВОАНПИ. Ф. 2522. On. 11. Д. 139 Л. 38.
44 Там же. Д. 137. Л. 121.
45 Там же. Д. 138 Л. 144.
* Там же. Д. 137. Л. 48.
47 Там же. Д. 133. Л. 28; Д. 137. Л. I. 4* Там же. Д. 133 Л. 28; Д. 137. Л. 29, 76. " Там же. Д. 133. Л. 28. 90 Там же. Л. 29.
51 Там же. Л. 111.
52 Рассчитано по: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 324. Д. 2170. Л. 18, 18 об.; Д. 2568. Л. 28, 28 об.; Д. 3068. Л. 25,
25 об.
53 Рассчитано по: Там же.
я См., например: Закон Верховного Совета СССР от 8 сентября 1953 г. «О сельхозналоге» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1953. № 7.
55 Решения партии и правительства...Т. 4. С. 290-297.
56 Я и ч у к В. 3. Ответственность колхозников за нарушение трудовой дисциплины М., 1962. С. 33.
"Безнин М. А. Крестьянский двор в Российском Нечерноземье 1950- 1965 гг. М.: Вологда, 1991.
C. 70.
38 ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 30. Д. 7552. Л. 1-2; Оп. 31. Д. 5491. Л. 46
"Там же. Оп. 30. Д. 7552. Л. 3-4; Оп. 31. Д. 5491. Л. 47
"Безнин М. А. Крестьянский двор в Российском Нечерноземье... С. 59.
61 ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 30. Д. 7552. Л. 1-4; Оп. 31. Д. 5491. Л. 46, 47.
62 Там же. Оп. 30. Д. 7552. Л. 3-^1; Оп. 31. Д. 5491. Л. 47.
" Рассчитано по: Там же. On. 30. Д. 7552. Л. 1-2; Оп. 31. Д. 5491. Л. 46.
64 Рассчитано по: Там же. Оп. 30. Д. 7552. Л. 1-4; Оп. 31. Д. 5491. Л. 46-47.
65 Рассчитано по: Таблица 4 приложения.
^Вербицкая О. М. Российское крестьянство...С. 52.
67 ВОАНПИ. Ф. 2522. Оп. 40. Д. 126. Л. 53.
68 Там же. Л. 49.
^Вербицкая О. М. Российское крестьянство... С. 44.
70 РГАЭ. Ф. 9476. On. 1. Д. 1709. Л. 12.
71 Там же.
72 Б е з н и н М. А. Крестьянский двор в Российском Нечерноземье... С. 193.
73 Рассчитано по: ГАРФ. Ф. А-ЗЮ. On. 1. Д. 6924. Л. 179.
74 Рассчитано по: Там же.
75 Там же.
76 Там же. Л. 187.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.